Свиньи в древней мифологии

24.03.2011

В современном мире свинья — не более, чем домашний скот, единственная перспектива которого — холодец, сало, жаркое. Между тем, в древности свиньи пользовались куда большим вниманием и так или иначе становились героями мифов. В этой статье мы вспомним мифы и легенды, персонажами которых были свиньи.

Кроммионская свинья — чудовище из древнегреческой мифологии, обитавшее в Кроммионе и погубившее людей в Мегариде. По некоторым версиям, «родителями» Кроммионской свиньи стали Ехидна и Тифон, тоже далеко не самые добродушные персонажи древнегреческих мифов. Победил свинью и избавил людей от постоянного страха Тесей. Однако, Кроммионская свинья успела оставить потомство — ее отпрыском стал Калидонский вепрь.

Калидонский вепрь — как и предок, отличался ужасным нравом, был агрессивен и кровожаден и держал в страхе все близлежащие земли. Согласно мифологии, на поля Калидона вепря наслала богиня Артемида, чтобы наказать царя Энея — тот забыл принести ей жертву на ежегодном жертвоприношении. Чтобы сразить вепря были собраны лучшие воины Греции, не знавшие страха. На битву отправились Кастор и Полидевк из Спарты, Тесей из Афин, Нестор из Пилоса, Ясон из Иолка, Адмет из Фив и другие. Вепря победили, но после победы воины позабыли о благородстве и затеяли междоусобицу из-за шкуры вепря. Можно сказать, что и после своей гибели Калидонский вепрь губил людей.

Эриманфский вепрь — еще один персонаж мифологии Древней Греции. Те, кто в детстве читал о подвигах Геракла, наверняка вспомнят пятый подвиг — сражение с Эриманфским вепрем, который опустошал земли в окрестностях города Псофиды в Аркадии. По приказу царя Еврисфея, Геракл отправился на бой, долго преследовал вепря и после, загнав зверя в глубокий снег, связал его и доставил царю в Микены.

Алмазная свинья — на этот раз персонаж индийской мифологии. Имена этой богини на санскрите звучат как Ваджрайогини или Ваджрадакини. Ее изображали танцующей на теле повергнутого божества заблуждений. Богиня изображалась в виде женщины, а справа от ее головы находится голова свиньи. Свинья отождествляется с заблуждениями и потому включение ее образа в иконографию богини имеет особый смысл — человек, преодолевая свои заблуждения должен не только отсекать их, но и превращать в силу сострадания и чистого блага.

Сехримнир — а это уже выходец из скандинавских мифов. Сехримнир — кабан, которого каждый день варит в своем котле повар Андхримнир и подает к столу павшим воинам, эйнхериям. Каждый вечер вепрь оживает снова.

Чжу Бацзе — персонаж китайского фольклора, получеловек-полусвинья. История его такова: еще в бытность человеком, отличаясь отменной ленью, пристрастию к выпивке и любовным похождениями, он, тем не менее, захотел достичь бессмертия, и заслужил в стране мертвых благородное имя Чжу Люцзе (Свинья Шесть Заповедей). Однако, бессмертие не удержало Чжу от старых привычек и в конце концов, за пьяные выходки его выгнали обратно на землю, где он стал свиньей. Чжу Бацзе — имя, которое он получил уже на земле после встречи с Царем обезьян. Чжу Бацзе — образ скорее комический, олицетворяющий людские слабости — глупость, чванство, обжорство, лень.