Хавроньи в искусстве

16.01.2012

Начнем, пожалуй, с наглядного. Имеется в виду изобразительное искусство.

 Итак, немного о живописи. Многие известные художники изображали на своих полотнах свинтусов. Из более древних мастеров стоит упомянуть Альбрехта Дюрера, Джорджа Морланда, на чьих холстах красуются во всей красе лучшие представители отряда парнокопытных – свиньи.    На некоторых они присутствуют, так сказать, соло, и это ничуть не умаляет прелести картины. На них свинтусы выглядят самодостаточными.А на других холстах -  с представителями рода человеческого, правда не всегда мирно сосуществующими. Имеется ввиду изображение сцен охоты на диких кабанов. Например, как у Питера Рубенса. Отдельно хочется сказать о творчестве бельгийского художника символиста  Фелисьена Ропса.  Современники часто обвиняли мастера в создании порнографии, так как главной героиней его работ была нагая женщина. «Воплощение бесстыдства! — ее глаза завязаны, в руке шнурок, а на шнурке свинья. Свинья указывает путь. Свинья-вожатый… Ликуй же, Черт, ликуй и хвастайся! — она доверилась свинье в своих любовных домоганьях!.. Свинья приведет куда надо» - вот предельно точное описание его знаменитой «Порнократии».  Всю свою жизнь Ропс пытался понять женщину, проникнуть в самые тайные уголки ее души, понять животную мистику женского тела. Это были наиболее известные представители академической школы, работы которых отличались реалистичностью.

А теперь, немного об импрессионистах. Они также, достаточно, много изображали животных и свиней в том числе. Начнем с Франца Марка и его известной картины «Свиньи». Пусть вас не пугает такая яркая цветовая какофония.  Отталкиваясь от учения о цвете Гёте и немецкого физика Вильгельма фон Бецольда, Ф. Марк писал: «Синее  -  мужское начало терпкое и духовное, желтое  -  женское мягкое и радостное, красное  -  цвет материи брутальный и тяжелый, это цвет, оспариваемый двумя названными выше и побеждаемый ими» .  Для Ф. Марка помимо цвета значение символа, метафоры приобрел и образ животного, более прекрасного и чистого, более гармоничного, чем образ человека.  И уж точно, никак не обойти вниманием великого Пабло Пикассо. Его известные рисунки животных. Как ,наверное , догадался читатель среди них имеется и рисунок свиньи.  Точнее рисунок «Свиньи», который был сделан художником для писательницы Гертруды Стайн. На нем свиньи изображены очень реалистично и пока еще  нет никаких признаков предстоящего гения кубизма. На более позднем рисунке «Свинья» линии,фактически, сведены к минимуму. Это, вероятно, можно было бы назвать схемой. Все настолько просто и лаконично. Какая-то очаровывающая простота.  Такой путь к лаконизму описывает следующий случай с Пикассо. В Валлорисе ему позировала одна молодая, красивая американка. Он сделал десятки рисунков, писал ее маслом. На первом портрете американка весьма напоминала ту, которую видят ее окружающие. Ни один сторонник реализма не найдет, что возразить. Постепенно Пикассо начал разлагать лицо. Видимо, модель ему раскрылась не только в своей ангельской внешности. Он нашел черты, выдававшие ее характер, начал их изучать. "Но это свинья в кубе", — сострил стоящий рядом со мной посетитель выставки, глядя на десятый портрет американки, не подозревая, что портрет красавицы, приведший его в восхищение, был первым портретом "кубистической свиньи". Не зря говорят, что все простое – гениально, а все гениальное – просто.

Если говорить о современной живописи, то можно утверждать, что интерес художников к свинтусам не уменьшился. Я не стану перечислять имена современных авторов. А просто посоветую зайти на сайты арт-галерей, чтобы убедиться в правоте моих слов. Здесь можно найти и привычные работы выполненные маслом, пастелью или акрилом, и ксилографии, и цветные литографии, и линогравюры, и, что только ваша душа пожелает будь-то реализм или абстракция. Может быть и для себя любимого что-то приглянется.

Мы обошли вниманием скульптуры и памятники -  более фундаментальные произведения искусства. Упомяну, сразу же, знаменитую «Свинью Мурсы». Этот шедевр может заинтересовать даже человека, у которого вопросы свиноводства не входят в круг интересов. Потому что другой такой свиньи нет во всём мире! Оттого и совестно должно быть каждому, кто знает о существовании Португалии и при этом даже не слышал о "Свинье из Мурсы". Мурса – это обычная деревенька на севере Португалии, каких много по всей Европе. Но есть в Мурсе одна достопримечательность - это памятник свинье. Судя по величине, породистая. Историки полагают, что гранитную свинью создали ещё племена, обитавшие ещё до кельтов. Вероятно, свинья была племенным тотемом, которому они поклонялись. «Свинья Мурсы» была символом власти. В конце XIX и начале XX века местная власть то и дело переходила от сторонников монархии к прогрессистам и наоборот. Когда власть брали монархисты, они красили свинью в зелёный цвет, а когда верх брали прогрессисты, то они перекрашивали её в красный цвет. Сейчас свинья сохраняет свой цвет натурального гранита, и уже давно никаких бурных политических демонстраций вокруг памятника никто не устраивает.

Вот еще один пример - скульптурное стадо бронзовых поросят, мирно пасущихся на въезде в городок Цонс, что расположен неподалеку от  Дюссельдорфа (Германия).  Они напоминают о славной победе жителей города в "свином споре" с кельнским архиепископом. В далеком 1577 году тогдашний архиепископ Залентин фон Изенбург решил обложить жителей Цонса дополнительным налогом на содержание свиней. Это привело к так называемому свиному спору между архиепископом и капитулом (самостоятельный с точки зрения церковного права совещательный орган, своего рода правительство Кельнского архиепископства ), которому Цонс принадлежал. Однажды ночью солдаты архиепископа угнали стадо в полсотни городских свиней. Возникла ссора с капитулом, архиепископу пришлось пойти на попятный. Однако свиньи к тому времени были давно съедены, их «следы» канули в Рейн, а жители города получили материальную компенсацию и право до сих пор гордиться тем, что успешно выиграли спор с архиепископом. И таких примеров монументального творчества  можно привести по всему земному шару еще немеряно.

И напоследок, пример современного искусства, совсем уж наши дни. Музей современного искусства в Будапеште. В оригинальной экспозиции представлены произведения известных современных венгерских художников, а также работы Пикассо, образцы американского поп-арта и произведения социалистической Венгрии. На входе посетителей встречает свинья, пялящаяся на экран, где демонстрируется весь процесс убиения свиньи вплоть до изготовления чучела и водружения его на постамент у телевизора. Что же автор подобного перформенса хотел донести до пытливых умов посетителей музея?

 В действительности настоящий художник (причем, абсолютно не важно какой – абстракционист или реалист) всегда воспринимает простые  и обыденные вещи в непростом ракурсе. В результате такого особенного подхода получается то, что принято называть “произведением искусства”. Но для художника важно другое – сумел ли он посредством своего творчества проявить те сокровенные эмоции, которые иногда так трудно бывает передать словами.